- Первый маршрут трамвая — от Южного вокзала до Ивановки — самый короткий маршрут в городе, с длиной оборотного круга 5 км 200 м и расчётным временем проезда туда-обратно всего за 27 минут.
- Второй маршрут трамвая (закрыт в 2009 г.) — от Проспекта Победы до 602 м/р до 2009 года был самой длинной линией в городе, с длиной оборотного круга 47 км 700 м и расчётным временем проезда 3 часа 10 минут. В 1970-е годы — самый длинный трамвайный маршрут в УССР. Сейчас самым длинным является 26 маршрут Лесопарк-Плиточный завод, однако он короче на 500 метров и быстрее на 19 минут (расчетное время — 2 часа 51 минут).
- Пятый и Шестой маршрут трамвая на участке от Южного вокзала до ст. метро «Площадь Восстания» полностью повторяет маршрут конно-рельсового маршрута конки № 1.
- В 1940-х — 1950-х годах каждый маршрут харьковского трамвая обозначался двумя цветными опознавательными навигационными огнями (левым и правым из комбинаций следующих цветов: белого, красного, оранжевого, зелёного, синего, фиолетового), чтобы можно было издалека дибо в темноте узнать марку.
- Салтовское трамвайное депо на улице Льва Толстого — самое большое трамвайное депо в бывшем СССР и нынешнем СНГ. Его площадь составляет 20,8 га.
- По состоянию на 1 декабря 2007 года в Салтовском депо на балансе состояло 233 вагона (включая технические). По состоянию на 3 июня 2011 года в Салтовском депо на балансе состояло 163 вагона (включая технические).
- Салтовский жилмассив, крупнейший спальный район на Украине, до открытия Салтовской линии метро был связан с центром города и заводскими районами вдоль Московского проспекта трамваем. С 1983 по апрель 2000 года маршрут № 23 «Салтовка — Плиточный завод» для своевременной перевозки рабочих заводов, расположенных вдоль Московского проспекта, на смены обслуживали трёхвагонные системы Tatra-T3.
- После закрытия линии трамвая и демонтажа рельсов в конце 1970-х по ул. Нетеченской и в начале Плехановской в городе не сохранилось ни единого действующего или недействующего участка первой линии харьковского трамвая.
- В советское время через гейт и трамвайную линию по Чеботарской улице нередко транспортировали на расположенную в 1 километре от гейта кондитерскую фабрику целые грузовые составы.
- Раритетный харьковский трамвай 1920-х годов однотележечный «А», восстановленный в 2005 году, снимался в фильме «Ликвидация» в том же году; он же и ещё 4 (снего)уборочных трамвая 1930-х — в фильме «Дау» в 2008.
Подвижной состав
В настоящее время маршруты обслуживаются 295 вагонами типа:
- Tatra T3SU (228 вагонов в рабочем состоянии из 738 поставленных в город) с 1966 года (из них 25 двухдверных)
- Tatra T6B5 (33 вагона из 55) с 1988 года
- Tatra Т3-ВПА (4 вагона) с 2009 года
- КТМ-19КТ (10 вагонов) с 2007 года
- Tatra T3SUCS (11 вагонов) с 2012 года
- Tatra T3M (6 вагонов) с 2012 года
- Tatra T3 (3 вагона) с 2012 года
Ранее были также:
- 2-осные моторные:
- завода MAN (12 вагонов) в 1906—1930
- мытищинского завода и завода «Двигатель» (74 вагона) в 1910—1949
- типа Х (236 вагонов) в 1927—1969
- 2-осные прицепные:
- николаевского и мытищинского заводов (28 вагонов) в 1910—1965
- бывшие вагоны конки (46 вагонов) в 1924—1949
- типа М (163 вагона) в 1927—1969
- другие:
- 4-осные прицепные (31 вагон) в 1931—1964
- КТМ-1/КТП-1 (49/49 вагонов) в 1949—1974
- КТМ-1/КТП-2 (140/140 вагонов) в 1961—1980
- КТМ-5М3 (136 вагонов) в 1975—2004
- МТВ-82 (49 вагонов) в 1953—1977
- РВЗ-6 (167 вагонов) в 1961—1984
- Tatra K2 (40 вагонов) в 1970—1991
Также имеется значительный парк служебных вагонов (61 единица).
У большинства эксплуатируемых вагонов вышел срок эксплуатации. В депо проводятся средние ремонты, на коммунальном предприятии «Харьковский вагоноремонтный завод» — капитальные ремонты вагонов.
А Европе в это время ездят на трамваях которые по современности могут сравнится только разве что с правительственными авто, и тому подобным.
Как пример вот, город Прага, родина почти всех ныне ездящих трамвайных вагонов Харькова:
Прага. Марка трамвайного вагона Skoda 14T
Прага. Марка трамвайного вагона Skoda 15T
Вот так и получается что Украина (а точнее власть) вылазит из шкуры чтобы в Европу попасть, а в стране такое творится с транспортом, экологией , что если бы Украина была в ЕС - там бы уже за голову взялись от понимания того, что будет если в ближайшее время правительство не задумается над проблемой экологи в пределах страны. А пока что идёт тенденция в сторону всё большего омаршрутчивания городов, и других населённых пунктов, в то время как в Европе - с точностью наоборот. Властьимушие! Одумайтесь! Не надо превращать страну в глухое село в глубинке размером в целую страну. Ни один вид автотранспорта не вывезет весь пассажиропоток, а если и вывезет то с гиганским ущербом екологии!
Взять хотя-бы как пример столицу Чехии - Прагу. Как у нас хотят перевести весь транспорт на маршруточный вид - так и там, только с точностью наоборот. Там если и пускают маршрутки или автобусы - то только там где технически не реально пустить трамвай (например где он или по габаритам не пройдёт, или слишком большой уклон и т.п.).
Автор: Солодун В. А.
Группа: Ф-21