Главная | Форум | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Кот Бублик
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Пользователи посетившие наш сайт:
Форма входа
Погода
Опрос посетителей
Чего не хватает на сайте
Всего ответов: 67
Лекция 3 (продолжение V).

Приучение к выборке человека.
Навык выборки человека по запаху вещи или следа необходим при выполнении служебных задач по опознанию искомого человека. Он способствует повышению чувствительности обоняния, развитию дифференцировки запахов.
Условные раздражители: основные — команда «Нюхай» и жест — показ рукой в направлении группы людей; вспомогательные — команды «Апорт», «Дай», «Фу», «Голос», «Сидеть».
Безусловные раздражители: помощник, апортировочный предмет, лакомство, поглаживание.
Навык вырабатывается на базе обонятельно-поисковой, активно-оборонительной реакций поведения, а также на основе ранее выработанных условных рефлексов апортировки и выборки вещей.
Прием вводится после выработки у собаки условного рефлекса выборки вещи помощника из запаховых предметов и приучения собаки к работе по запаховым следам в объеме второго периода, а также отработки специальных подготовительных упражнений; приучение к спокойному реагированию на посторонних людей при апортировке; апортировка предметов, подбрасываемых к ногам помощника, а затем из его рук; апортировка предметов из рук помощника, стоящего в группе 3–4 человек; выборка вещей, лежащих вблизи группы людей, с постепенным приближением их к ногам помощников. Чрезмерно злобных и возбудимых собак нецелесообразно приучать к выборке человека по запаху вещи.
Методика и техника дрессировки.

Первый период. Задача: выработать у собаки первоначальный условный рефлекс выборки помощника из группы в 3–4 человека в облегченных условиях. На первых занятиях соблюдать следующие условия:
• упражнения проводить на знакомой для собаки местности с наличием естественных укрытий;
• собака должна быть в полуголодном, бодром состоянии;
• одинаково одетых помощников располагать на одной линии с промежутками 1–2 шага друг от друга, в течение рабочего дня упражнение повторять не менее 6–8 раз;
• не пользоваться дрессировочными плащами, так как при виде помощников в плащах собака возбуждается и хватает любого помощника;
• исключить обезличку плащей, специальных рукавов, курток, используемых при выборке, в целях сохранения на них индивидуального запаха каждого помощника;
• исключить возможное влияние на кобелей запаха сук, особенно течкующих, так как верхняя одежда помощников будет иметь в комплексе и запах закрепленных за ними собак;
• помощники не должны иметь при себе подсумков с лакомством, не класть в карманы пищевые продукты и во время выборки стоять, не привлекая внимания собаки.
В зависимости от индивидуальных особенностей собак пользуются несколькими способами приучения к выборке человека.
Первый способ — постепенное переключение собаки от выборки вещей к выборке человека. Этим способом приучают умеренно злобных собак, уверенно производящих выборку вещи из 5–6 беззапаховых предметов. Первоначально в ходе подготовительных упражнений собаку приучают к выборке вещей, лежащих у ног спокойно стоящих помощников. По мере выработки условного рефлекса, их постепенно поднимают до уровня пояса, а затем помощники держат их в руках. В последующем собака переключается к выборке помощника без использования апортировочных предметов, с обозначением искомого помощника облаиванием.
Положительные стороны этого способа — собака работает спокойно, не проявляя агрессивной реакции на помощников, редко ошибается. Недостаток в том, что невозможно выработать условный рефлекс у всех собак, так как это зависит от степени развития апортировки.
Второй способ — выборка человека после предварительного возбуждения собаки дразнением. Рассчитан на малозлобных собак, не заинтересованных в апортировке. Подбирается закрытый участок местности с наличием естественных укрытий. По указанию руководителя занятия 3–4 помощника с плащами (рукавами или куртками) в руках становятся на одной линии за укрытием. Расстояние между ними 1–2 шага. Один из помощников подходит к собаке, ударом прута возбуждает ее и убегает в группу. Дрессировщик после небольшой выдержки посылает собаку на выборку по команде «Нюхай» на коротком поводке. В первое время собаке надо оказывать помощь, как со стороны дрессировщика, так и со стороны помощника своим движением. При правильной выборке дрессировщик предоставляет собаке возможность потрепать одежду помощника. Дрессировщик берет собаку в положение «Рядом», успокаивает поглаживанием и выгуливает. Помощник в это время вновь становится в строй (на другое место), оставив в стороне свою вещь. Дрессировщик, дав собаке обнюхать вещь, оставленную помощником в 3–4 метрах от строя, вторично посылает ее на выборку. За один подход к месту выборки собака выбирает 2–3 раза. Затем собаку выгуливают в течение 5–10 минут, и упражнение вновь повторяется с дополнительным возбуждением собаки. За рабочий день упражнение повторяется 6–8 раз. Предварительное возбуждение собаки проводится только на первых 2–3 занятиях. В дальнейшем переходят к выборке человека только после обнюхивания вещи.
Положительные стороны способа — условный рефлекс вырабатывается быстро и удерживается стойко, собака работает активно и заинтересованно.
Отрицательные — собака при выборке проявляет агрессивность, злобно набрасывается на помощника, возможны покусы помощников и частые ошибки.
Третий способ — выборка человека после проработки запахового следа. Предназначен для умеренно-злобных собак, не заинтересованных в апортировке.
Упражнение выполняется в следующей последовательности. По заданию руководителя в присутствии дрессировщика помощник прокладывает след протяженностью 250–300 метров и прячется за укрытием. В 100–150 метрах находится группа дополнительных помощников. Через 10–15 минут, проработав запаховый след, собака задерживает помощника. После короткой борьбы помощник прокладывает второй отрезок следа и становится в группу из 2–3 человек. Собака не должна видеть направления движения помощника. Как только помощник скрылся за укрытием, собака вновь пускается по запаховому следу. При подходе к стоящим помощникам дрессировщик успокаивает собаку и по команде «Нюхай» посылает ее на выборку искомого помощника. После правильной выборки дрессировщик дает возможность собаке потрепать одежду помощника и поощряет лакомством. В последующем собаку переключают на выборку человека без проработки запахового следа.
Положительные стороны способа — условный рефлекс вырабатывается быстрее, удерживается прочнее, собака выбирает безошибочно.
Отрицательные стороны — собака проявляет злобность, возбуждается, возможны покусы помощников.
Независимо от способа первоначального приучения к выборке человека постепенно надо переходить к основным упражнениям, выполняемым в следующем порядке.
На участке с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей выстраиваются 3–4 помощника, одетые в разнообразную одежду (кроме плащей), имея в руках одинаковые по форме апортировочные предметы, куртки, рукава и др. Один из помощников кладет свою вещь в 3–4 метрах от группы на правом фланге. Дрессировщик с собакой подходит к группе, проводит ее на коротком поводке 2–3 раза вокруг группы в целях «ознакомления» с помощниками и успокоения собаки.
Затем, посадив собаку у вещи основного помощника, дает ей обнюхать вещь и по команде «Нюхай» посылает на выборку человека, управляя коротким поводком (поводок должен быть, слегка натянут, чтобы предупредить попытку покуса собакой помощника). После обнаружения собакой искомого помощника и обозначения его или голосом, или хватанием вещи, или любым другим способом дрессировщик заканчивает упражнение дачей лакомства и выгуливанием. В это время помощник становится на другое место, и упражнение повторяется в той же последовательности еще 1–2 раза.
Если собака ошиблась при выборке, то дрессировщик командой «Нюхай» или «Фу», подкрепленной легким рывком поводка, заставляет отдать вещь, а затем вновь дает собаке занюхать запах вещи и направляет ее на выборку искомого помощника. В первое время целесообразно помогать собаке как со стороны помощника движением предмета, так и со стороны дрессировщика поводком и жестом. В дальнейшем эта помощь будет вредна, так как способствует выработке у собаки различных нежелательных связей на интонацию голоса, поведение дрессировщика и помощника, на поводок и др.
В последующем условия дрессировки усложняются. Помощники надевают верхнюю одежду различной формы. Собака приучается к осторожной хватке искомого человека за верхнюю одежду, и садиться у его ног. В качестве апортировочных предметов используют куски тканей размерами 20х50 сантиметров такого же цвета, как верхняя одежда помощников. При выборке куски ткани заправляются под поясные ремни для активизации выборки вначале целесообразнее под тряпку прятать апортировочный предмет.
После первого периода дрессировки собака должна спокойно и беззлобно относиться к группе помощников и самостоятельно, заинтересованно обнюхивать помощника, производить выборку и обозначать, схватив за апортировочный предмет; при отсутствии в группе искомого помощника, обнюхав всех помощников, самостоятельно возвращаться к дрессировщику.
Второй период. Задача: совершенствовать у собаки условный рефлекс выборки человека из группы в 6–8 человек до навыка в среднеусложненных условиях.
Во втором периоде отрабатываются следующие усложнения:
• постепенное увеличение группы помощников до 6–8 человек, расположенных на различных интервалах и одетых в разнообразную форму одежды;
• проведение занятий в разное время суток при любой погоде;
• периодические выборки по неизвестным для дрессировщика условиям, управление собакой, как на поводке, так и без поводка;
• приучение собаки четко обозначать искомого помощника голосом, сидя и другими способами;
• постепенное увеличение давности между оставлением вещи помощника и началом выборки до 2–3 часов и более.
Во втором периоде выборки человека собакой управляют в таком же порядке, как и в первом периоде, только следует добиваться более четкой и организованной работы собаки. Находясь в 3–4 метрах от группы, дрессировщик дает собаке понюхать запах вещи искомого помощника, командой «Нюхай» и жестом посылает собаку на выборку, а сам остается на месте. Собака должна самостоятельно обходить группу и производить выборку, обозначая помощника осторожной хваткой за полу верхней одежды. После этого дрессировщик подходит к собаке, сажает ее у помощника и поощряет лакомством. Если собака неправильно произвела выборку, дрессировщик подзывает ее к себе и дает понюхать запаховую вещь повторно.
В целях предупреждения образования у собаки нежелательных связей чаще производить выборки по неизвестным для дрессировщика условиям и управлять собакой без поводка (рис. 67).
Рис. 67. Приучение собаки к выборке человека из группы людей
После второго периода дрессировки собака должна:
• спокойно и беззлобно относиться к группе помощников, одетых в разнообразную форму одежды;
• самостоятельно производить выборку искомого человека из группы в 6–8 человек, обозначая его хваткой за апортировочный предмет или полу одежды;
• при отсутствии в группе искомого помощника, обнюхав всех помощников, самостоятельно возвращаться к дрессировщику.
Третий период. Задача: закрепить у собаки навык выборки человека из группы до 10 человек в условиях, приближенных к требованиям службы. Отрабатываются следующие усложнения:
• постепенное увеличение группы помощников до 10 человек различных профессий, проведение выборки в различных помещениях и в местах скопления людей;
• увеличение давности между оставлением вещи помощника и началом выборки до 6–8 часов и более;
• выборка нескольких помощников поочередно из одной и той же группы людей;
• выборка человека с применением прибора «Шершень» в комплексе с работой по запаховому следу.
Упражнения выполняются в прежнем порядке, но чаще по неизвестным для дрессировщика условиям. Давность запаха вещей, предназначенных для обнюхивания, увеличивать постепенно, до 20–30 минут через каждые 2–3 занятия.
Для выборки нескольких помощников по указанию руководителя 2–3 помощника в стороне от группы кладут по 2–3 предмета и становятся в строй. Вначале собаку посылают на выборку человека по запаху одной из вещей, лежащих перед группой. После выборки владельца этой вещи собаку вновь пускают на выборку, но уже с обнюхивания вещи другого человека. В ходе занятия надо производить выборку не более 2–3 человек. При этом лица, выбранные собакой, не возвращаются в строй, в качестве дополнительных помощников выступают другие люди.
После третьего периода собака, предназначенная для опознания искомого человека по запаху вещи из группы людей, должна активно обнюхивать любые предлагаемые запаховые предметы; заинтересованно обходить и обнюхивать обнаруженного искомого человека; при отсутствии среди помощников искомого человека после обхода и тщательного их обнюхивания самостоятельно возвращаться к дрессировщику.
Возможные ошибки дрессировщика:
1. Привлечение в качестве основного помощника одного человека и расположение его в группе всегда на одном месте.
2. Многократное повторение команды «Нюхай», поощрение словом «Хорошо» в момент принюхивания собаки к искомому помощнику, разнообразные движения дрессировщика при выборке, подергивание (подтягивание) поводком и другие, которые при многократном повторении могут стать для собаки сигналом выборки.
3. Проведение занятий в однообразных условиях.
4. Систематическое оказание помощи со стороны дрессировщика и помощника.

Приучение к обыску местности и помещений.
Навык обыска местности и помещений необходим для выполнения служебных задач по обнаружению человека, его предметов и запахового следа.
Условные раздражители: основные — команда «Ищи» и жест — показ рукой в направлении поиска; вспомогательные — команды «Апорт», «Дай», «Сидеть», «Голос», «Фу».
Безусловные раздражители: апортировочный предмет, помощник, лакомство.
Навык вырабатывается на базе обонятельно-поисковой, активно оборонительной и пищевой реакций, а также навыка апортировки. Прием вводится в конце второго периода курса дрессировки розыскных, сторожевых собак, когда выработаны условные рефлексы поиска человека по запаховому следу, задержания помощника и отработаны следующие дополнительные упражнения к обыску местности и помещений.
Приучение к движению в указанном жестом направлении. Для этого на каждом занятии целесообразно определять учебное место размером 50х80 метров, которое обозначается флажками или ветками (рис. 68).
Рис. 68. Обучение дрессировщика и приучение собаки двигаться зигзагообразно при обыске местности
Во время выгуливания собаки дрессировщик подает команду «Гуляй» и жестом правой или левой руки посылает ее в нужном направлении и следует за ней, дав возможность дойти до границ участка, управляя длинным поводком. Ежедневное многократное повторение таких упражнений способствует быстрой выработке у собаки условного рефлекса зигзагообразного движения, а у дрессировщика — умения ориентироваться и управлять собакой.
Приучение к поиску небольших предметов в траве, кустах по запаху. Для этого изготовляются различные апортировочные предметы (по форме, качеству) размерами не более 5–10 сантиметров длиной и 1–2 сантиметра в диаметре и цветом, соответствующим фону местности.
Упражнения выполняются так же, как и при апортировке, но бросанием предметов в места, маскирующие их и побуждающие собаку к обнаружению предметов с помощью обоняния.
Приучение к последовательному поиску и подноске 3–4 предметов, брошенных в разные стороны от дрессировщика. Это упражнение можно отрабатывать 2 способами.
Первый способ. Подбирается открытый участок местности с наличием растительного покрова. Дрессировщик с собакой двигается посередине участка, а помощник позади него на удалении 3–5 метров. По ходу движения помощник последовательно разбрасывает апортировочные предметы вправо и влево от дрессировщика. На первых 2–3 занятиях собака должна видеть полет этих предметов и посылаться за предметом сразу же после броска.
На последующих занятиях вначале разбрасываются предметы помощником, дрессировщик наблюдает за ним и после выгуливания собаки производит апортировку брошенных предметов.
Второй способ. Дрессировщик, находясь на месте, разбрасывает 3–4 предмета в разные стороны (в первое время на виду у собаки). Стоя в центре участка, поочередно посылает собаку на апортировку предметов.
Апортировка предметов в различных помещениях, приучение собаки к обнаружению и облаиванию тяжелых, подвешенных и закопанных предметов. Это упражнение отрабатывается, как правило, в нежилых помещениях с различной степенью освещенности в следующей последовательности.
Вначале дают собаке осмотреть помещение. Затем, возбудив собаку предметом, бросают его в помещение и сразу же посылают ее на апортировку. В последующем собаку посылают на поиск брошенного предмета после 1–2-минутной выдержки. Параллельно отрабатываются упражнения по приучению собак к облаиванию обнаруженных предметов. С этой целью их кладут на деревья и в другие места, недоступные для собаки, закапывают в землю, используют тяжелые предметы (набитые землей вещевые мешки и др.), которые неподъемны для собаки. При обнаружении собакой предмета дрессировщик подает команду «Голос» и за проявление лая поощряет лакомством. Постепенно надо добиваться, чтобы собака самостоятельно облаивала недоступные, неподъемные для нее предметы.
Методика и техника дрессировки. Первый период. Задача: приучить собаку к зигзагообразному поиску предметов на участке местности 50x100 метров в облегченных условиях.
Требования, предъявляемые к условиям на первых занятиях. Упражнения выполняются в начале занятия, когда собака в бодром и полуголодном состоянии.
Подбираются апортировочные предметы небольшие по форме, по цвету соответствующие фону местности и хорошо сохраняющие запах человека, на которые собака реагирует заинтересованно. На вещах должна соблюдаться чистота индивидуального запаха.
Подбирается ровный, знакомый для собаки участок местности с наличием растительного покрова, без отвлекающих раздражителей. Ширина обыскиваемого участка местности на каждом занятии — около 50 метров, ветер — навстречу собаке. Помощник по указанию и под контролем дрессировщика, не заходя на участок, разбрасывает 5–7 предметов так, чтобы они составили треугольники и один от другого были не далее чем в 30–40 метрах, и не ближе 5 метров от края участка. В целях экономии времени дрессировщик может сам разбрасывать пинцетом апортировочные предметы помощника, хранившиеся в полиэтиленовом пакете.
Время от начала разбрасывания предметов до обыска местности — не менее 15–20 минут, чтобы запаховые частицы от искомой вещи распространились по участку, создавая благоприятные условия для их обнаружения собакой.
Упражнение повторять на одном занятии не менее 2–3 раз. В целях активизации работы собаки рекомендуется на первых 2–3 занятиях к предметам прикреплять мелкие кусочки мяса, можно использовать полые предметы. За каждый обнаруженный предмет собака поощряется лакомством.
Требования к подготовленности дрессировщика. В ходе занятий по отработке подготовительных упражнений первого периода дрессировщик должен научиться:
• хорошо ориентироваться на местности. С этой целью подбираются разнообразные по характеру (рельефу, растительности, размерам) участки местности, которые обозначаются дополнительными флажками (ветками) на расстоянии друг от друга до 15 метров. Дрессировщик по команде «Гуляй» и жестом посылает собаку в направлении этих флажков;
• умело, быстро разбрасывать вещи на участке местности, запоминать их местонахождение, чтобы направить собаку точно на предмет;
• умело управлять собакой командами и жестами, а при необходимости и поводком. Понимать поведение своей собаки, своевременно поощрять ее за найденную вещь.
В первом периоде дрессировки отрабатываются следующие упражнения. Выработка первоначального условного рефлекса поиска 5–7 предметов на участке местности 50x80 метров. По заданию дрессировщика на избранном участке местности помощник разбрасывает предметы. Через 15–20 минут дрессировщик, выгуляв собаку, подходит к середине подветренной стороны участка и сажает ее у левой ноги. Присоединив длинный поводок, кладет его на землю слева от себя и позади собаки, по команде «Ищи» и жесту посылает собаку на обыск участка местности вправо в направлении ближнего предмета и следует за ней, управляя поводком. Как только собака обнаружит и поднимет предмет, дрессировщик подходит к ней, забирает предмет, поощряет ее лакомством и кладет предмет в полиэтиленовый пакет. После этого командой и жестом левой руки посылает собаку влево в направлении второго предмета и следует за ней. При обнаружении собакой второго предмета дрессировщик поступает так же, как у первого предмета и т. д.
В том случае, если собака, обнаружив предмет, подходит и не поднимает его, то дрессировщик обязан посадить ее у этого предмета, поощрить лакомством и послать в направлении следующего предмета. При обнаружении второго предмета посадить ее, поощрить лакомством и направить к третьему и так до конца выполнения упражнения. Конечная цель таких упражнений — выработка у собаки условного рефлекса обозначения обнаруженного предмета. После выполнения упражнения дрессировщик сажает собаку у левой ноги, сматывает длинный поводок, (сигнал окончания работы), выходит в район выгуливания и предоставляет собаке отдых.
После 15–20-минутного отдыха упражнение повторяется. На одном 4-часовом занятии выполняются 2–3 упражнения.
Главная цель таких упражнений — выработка у собаки рефлекса заинтересованного, зигзагообразного поиска предметов.
После выработки у собаки первоначального условного рефлекса постепенно увеличивается длина осматриваемого участка и доводится к концу периода до 100 метров при постоянной его ширине 50 метров. Помощник разбрасывает вещи с большими промежутками так, чтобы дрессировщику при движении с собакой можно было периодически направлять собаку вправо и влево к точке, где нет вещи.
На каждом занятии количество таких «пустых углов» увеличивается, углы с вещью и «пустые» делают в различном порядке, чтобы у собаки не образовалась нежелательная связь на систему раскладки предметов. Кроме того, целесообразно на занятиях использовать вещи, разнообразные по качеству, форме и цвету, близкие к личным вещам помощников.
Приучение собаки садиться с предметом у места его обнаружения. Если первоначально в целях активизации поиска дрессировщик не всегда сажал собаку у места обнаруженного предмета, то в последующем надо приучить ее садиться с предметом у места его обнаружения. Делается это так. Дрессировщик посылает собаку на обыск местности. При обнаружении собакой вещи по команде «Сидеть» сажает ее около предмета. Затем подходит к ней, забирает вещь, кладет ее в полиэтиленовый пакет и поощряет собаку лакомством. Такой обыск местности повторяется по 2–3 раза на каждом занятии. Цель этого упражнения — собака должна самостоятельно, без дополнительной команды дрессировщика садиться с предметом у места его обнаружения.
Осмотр различных по характеру участков местности, изменение количества разбрасываемых предметов, увеличение давности от начала разбрасывания до их поиска. У собак, как и у других животных, сильно развита территориальная ориентация (опознание знакомой местности, запахов, связанных с деятельностью человека, в том числе занятость территории другими животными и др.). Поэтому после выработки первоначального условного рефлекса поиска предметов на знакомой местности необходимо систематически менять места занятий, т. е. предметы разбрасывать на различных по характеру участках местности (открытых, закрытых, горных и т. п.).
К концу первого периода собака должна: заинтересованно, активно и зигзагообразно производить обыск местности на участке 50х100 метров при управлении ею длинным поводком; самостоятельно обнаруживать запаховые предметы, поднимать их и садиться у места обнаружения.
Второй период. Задачи: совершенствовать у собаки условный рефлекс поиска до навыка в среднеусложненных условиях; приучать к обозначению обнаруженных предметов; выработать условный рефлекс обыска помещений.
Требования к подготовленности дрессировщика. Он должен:
• изучить особенности поведения своей собаки при обнаружении вещей и человека;
• овладеть техникой управления собакой, как поводком, так и без поводка;
• уметь ориентироваться на сложной по рельефу местности, в помещениях;
• методически последовательно и технически правильно выполнять все упражнения с усложнениями второго периода.
Упражнения выполнять с соблюдением следующих правил:
• условия окружающей среды усложнять постепенно и осторожно;
• упражнения повторять 3–4 раза в неделю, в различное время суток;
• за каждый обнаруженный предмет собаку поощрять поглаживанием и лакомством;
• умело сочетать обыск местности и помещений по известным и неизвестным для дрессировщика условиям;
• использовать личные вещи человека, строго соблюдать правила хранения вещей и соблюдения чистоты запахов;
• количество предметов и их местонахождение (на земле, деревьях, закопанных и т. д.) на каждом занятии изменять, добиваться, чтобы собака искала вещи не только «нижним», но и «верхним» чутьем.
Усложнения, отрабатываемые во втором периоде. От занятия к занятию постепенно усложняется режим работы и упражнений, увеличиваются размеры осматриваемых участков по ширине до 100 метров и в длину 150 метров. В этих случаях участки делятся на два подучастка размерами 50х150 метров и осматриваются поочередно (рис. 69). При этом путь движения дрессировщика постепенно выпрямляется, он управляет собакой, двигаясь посередине участка, только обозначая направление своего движения за собакой и т. д.

Приучение к обыску помещений. Параллельно с обыском местности собак приучают к обыску различных помещений. Этому должны предшествовать подготовительные упражнения:
• ознакомление с помещениями и постепенное приучение собак к безразличному отношению к раздражителям, встречающимся в процессе выполнения приемов общей дрессировки внутри помещения и особенно при апортировке своих и «чужих» вещей в различное время суток;
• приучение спокойно передвигаться в помещении, подниматься на чердаки, спускаться в подвалы;
• приучение к задержанию помощника, убегающего в помещение.
После отработки этих упражнений собаку приучают к обыску помещений в целях обнаружения запаховых предметов, а затем и человека. Это делается так. Помощник, не заходя в помещение, разбрасывает 2–3 предмета. Через 10–15 минут, выгуляв собаку, дрессировщик пускает собаку на обыск помещения, управляя ею командами. Когда собака обнаружит предмет, дрессировщик поощряет ее лакомством. Затем жестом и командой «Ищи» направляет в сторону другого предмета. В последующем вещи прячут, подвешивают. Для активизации работы собаки целесообразно на первых занятиях к вещам помощника прикреплять кусочки мяса.
Периодически следует проводить обыски помещений по неизвестным для дрессировщика условиям. Параллельно с поиском вещей собаку приучают к обнаружению спрятавшегося помощника. По мере выработки условного рефлекса вводятся следующие усложнения: растет число осматриваемых помещений и изменяется их характер, а также количество закладываемых вещей, их качество, форма и размеры; увеличивается время от начала до пуска собаки на обыск помещений до 2 часов.
Приучение собаки обозначать обнаруженные вещи, не трогая их. В соответствии с требованиями служебных инструкций собака, не трогая обнаруженный предмет, должна садиться около него или облаивать. Это место дрессировщик обозначает флажками (ветками), о результатах осмотра докладывает руководителю занятия.
На первых занятиях целесообразно на участке местности, в помещениях раскладывать тяжелые предметы (вещевые мешки с опилками), подвешивать или закапывать их. При обнаружении собакой вещи дрессировщик по команде «Сидеть» сажает собаку около нее или командой «Голос» вызывает проявление лая, после чего поощряет собаку лакомством. В последующем разбрасываются разнообразные вещи и при их обнаружении дрессировщик командой «Сидеть» предупреждает попытку собаки схватить предмет, при необходимости подает команду «Фу». Надо добиваться, чтобы собака самостоятельно садилась у обнаруженного предмета, а при отсутствии дрессировщика подавала голос.
К концу второго периода дрессировки собака должна: активно и заинтересованно производить зигзагообразный поиск предметов на участке местности размером 100х150 метров и в различных помещениях, как на длинном поводке, так и без поводка; самостоятельно обозначать обнаруженные предметы, сидя около них или голосом.

Третий период. Задача: совершенствовать у собаки навык обыска местности и помещений в комплексе с другими специальными навыками в условиях, близких к требованиям службы.
В этом периоде необходимо соблюдать следующие правила:
• занятия проводить в разное время суток (не менее 30% в ночное время) в комплексе с работой по запаховому следу и сторожевкой на различных участках местности;
• обыскивать местность и помещение по неизвестным для дрессировщика условиям и лишь периодически по известным;
• на каждом занятии создавать сложную обстановку, требующую от дрессировщика смекалки и творчества;
• проработку каждого запахового следа заканчивать обыском местности в районе задержания помощника.
Усложнения, отрабатываемые, в третьем периоде. В заключительном периоде дрессировки совершенствование навыка обыска местности и помещений продолжается в условиях, приближенных к требованиям службы.
В начале периода осматривают (обыскивают) участок 150х200 метров. Этот участок разбивают на 3 подучастка размерами по 50х200 метров и осматривают поочередно. Затем размеры увеличиваются до 200х200 метров (рис. 70).
При осмотре больших участков дрессировщики должны соблюдать следующую последовательность — вначале осматривать средние участки (№ 2, 3), затем крайние (№ 4, 1). Это объясняется тем, что выброшенные или спрятанные предметы (оружие, документы и др.) злоумышленника вероятнее всего будут находиться на ближних (средних) от места задержания участках. К тому же вероятность обнаружения собакой предметов больше, пока она не утомлена, и поиск будет вести активнее.
При обыске местности следует учесть, что границы осматриваемого участка весьма условны. Возможны переходы за пределы намеченного участка. Поэтому дрессировщик должен внимательно следить за ориентирами на границах подучастков.
В дальнейшем упражнения отрабатываются в комплексе с другими специальными приемами. На указанном участке местности (в помещении) помощник, не заходя на участок, разбрасывает 4–5 предметов и прячется в укрытии в конце участка. В этом случае вначале производится обыск местности для обнаружения вещей, а затем обыск продолжается до обнаружения и задержания помощника. В последующем помощник должен тщательнее маскироваться на дереве, в кустах, под хворостом и т. п.
Обыск местности с последующей проработкой запахового следа и после проработки следа в районе задержания помощника проводится так. Помощник разбрасывает на участке 4–5 предметов, затем заходит на край участка и прокладывает запаховый след в соответствии с заданием. В этом случае дрессировщик по истечении необходимой давности производит обыск местности в целях обнаружения предметов. После обнаружения и обозначения всех вещей прорабатывает запаховый след помощника до его задержания (рис. 71).
Рис. 71. Обыск местности с последующей проработкой следа
В последующем после каждого проработанного запахового следа и 5–10-минутного отдыха собаку пускают на обыск местности или помещения в районе задержания помощника для обнаружения выброшенных, закопанных или подвешенных вещей (документов, оружия и т. д.). Размеры осматриваемого участка должны быть не менее 200x200 метров. Дрессировщик разбивает по ориентирам указанный участок на 4 подучастка размерами по 50Х 200 метров и поочередно их осматривает с учетом направления ветра (рис. 72).
Обыск местности в комплексе со сторожевкой. Для этого через намеченную дозорную тропу прокладывается запаховый след. В конечном пункте разбрасываются предметы. Помощник прячется в укрытии. По истечении намеченной давности следа дрессировщик с собакой выполняет сторожевку в движении и, обнаружив запаховый след, прорабатывает его, задерживает помощника. Затем, отконвоировав его в сторону, производит обыск местности в целях обнаружения брошенных предметов.
Рис. 72. Обыск местности в районе задержания помощника
Осмотр местности вдоль линии следа (маршрута движения задержанного). В практике службы нередко приходится осматривать местноэясть вдоль линии следа злоумышленника в целях обнаружения возможно выброшенных им предметов. Для этого помощник, двигаясь по указанному маршруту, разбрасывает вещи вправо и влево от себя. Через определенное время дрессировщик пускает собаку на обыск местности вдоль линии следа, зигзагообразно пересекая запаховый след помощника. Можно производить одновременный осмотр двумя собаками, двигаясь по обе стороны линии запахового следа.
После третьего периода собака должна:
• активно, организованно и зигзагообразно производить обыск местности на участке 200х200 метров, как на поводке, так и без поводка;
• смело заходить в различные помещения, активно и заинтересованно производить их обыск, как в присутствии, так и в отсутствии дрессировщика; самостоятельно обозначать обнаруженные предметы через 4 часа после их разбрасывания, не прикасаясь к ним, а также смело вести борьбу с помощником; обнаруживать запаховые следы давностью до 2 часов.
Возможные ошибки дрессировщика и их последствия:
1. Разбрасывание предметов помощником, двигающимся только с одной стороны участка, в результате предметы оказываются близко один к другому.
2. Проведение занятий на однообразной местности, в одно и то же время вырабатывают привычку к работе только в определенных условиях.
3. Использование однообразных предметов приводит к тому, что собака может не обнаружить предметы других качеств.
4. При расположении помощников за одинаковыми местными предметами собака привыкает искать помощника только в определенных местах.
5. Частое управление собакой без поводка, в результате у собаки снижаются дисциплинированность, организованность поиска.
Часы
Научно-образовательный раздел
Новости КЛУБА




















Архив новостей КЛУБА

Мы в YouTube
Поиск
Друзья сайта
http://biology-travel.at.ua/
SEO sprint - Всё для максимальной раскрутки!
Червона книга України


продвижение сайта бесплатно продвижение сайтов
Приют для животных в Харькове
Copyright Клуб "Парусник". Design by Aid. © 2007 - 2017
Хостинг от uCoz