Официальный сайт клуба ПАРУСНИК - Лекция 2
Главная | Форум | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Кот Бублик
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Пользователи посетившие наш сайт:
Форма входа
Погода
Опрос посетителей
Чего не хватает на сайте
Всего ответов: 67
Лекция 2.
Методика дрессировки защитных собак.
План.
2.1. Отбор собак для защитной службы.
2.2. Требования к управляемости и работоспособности защитных собак.
2.3. Методика подготовки собак для охраны объектов.
2.4. Методика подготовки собак для использования инструктором-охранником, конвойная служба.
2.5. Методика подготовки собак для личной охраны.

Общие положения.
Главные задачи дрессировщика состоят в том, чтобы добиться от собаки выполнения желаемого действия (вызвать проявление соответствующего безусловного рефлекса), а также выработать и закрепить условный рефлекс на определенный раздражитель (звуковую команду или жест). Чтобы добиться этого, в дрессировке используют определенные методы и приемы воздействия на собаку.
Различают четыре основных метода дрессировки: вкусо-поощрительный, механический, контрастный, подражательный.
Вкусо-поощрительный метод дрессировки состоит в том, что раздражителем, побуждающим собаку к выполнению желаемого действия, является пищевой раздражитель. При этом вид и запах пищевого раздражителя используют для побуждения собаки к совершению желаемого действия, а дачу лакомства — для закрепления выполненного действия.
Вкусо-поощрительный метод дрессировки применяют при отработке многих общих и специальных приемов дрессировки. Горячим сторонником и пропагандистом этого метода был известный советский дрессировщик В. Л. Дуров, который считал, что в основе дрессировки должен лежать принцип удовлетворения определенной биологической потребности животного и прежде всего потребности в пище.
Действительно, вкусо-поощрительный метод дрессировки имеет ряд положительных сторон. С его помощью у собаки быстро образуется большинство условных рефлексов. Наблюдается большая собаки в выполнении навыков, выработанных этим способом, укрепляется контакт с дрессировщиком, проявляется большая и собаки.
Однако наряду с этим вкусо-поощрительным методом дрессировки имеет и определенные недостатки. Он не обеспечивает безотказного выполнения приемов, особенно при наличии отвлекающих раздражителей; выполнение необходимых действий может ослабиться или исчезнуть в период сытости животного; с помощью только этого метода невозможно отработать все необходимые навыки.
Суть механического метода дрессировки заключается в том, что в качестве безусловного раздражителя используют различные механические раздражители, вызывающие у собаки защитный оборонительный рефлекс (например, рефлекс посадки при нажатии рукой на круп собаки). При этом механический раздражитель не только вызывает у собаки первоначальное действие (безусловный рефлекс), но используется и для подкрепления условного рефлекса (сглаживание). Характерная особенность рассматриваемого метода дрессировки состоит в том, что в этом случае собака выполняет желательные для дрессировщика действия по принуждению.
Положительная сторона механического метода дрессировки состоит в том, что все действия прочно закрепляются и безотказно выполняются собакой в привычных условиях.
К отрицательным сторонам механического метода дрессировки относится то, что частое его использование вызывает у некоторых собак угнетенное тормозное состояние и проявление недоверчивого отношения к дрессировщику (у собак с пассивно-оборонительной реакцией это проявляется в виде боязни и трусости, злобные собаки пытаются кусать дрессировщика). Только этим методом невозможно отработать все необходимые навыки.
Механический метод имеет большое значение в процессе дрессировки по некоторым специальным службам. Так, дрессировка собаки по караульной, защитно-караульной и розыскной службам в основном строится на использовании механических раздражителей (движения помощника, дразнящего собаку, нанесение ударов и т. д.). В этом случае применение указанного метода рассчитано на возбуждение у собаки оборонительной реакции в активно-защитной форме.
Контрастный метод является основным методом дрессировки служебных собак. Сущность этого метода состоит в определенном сочетании механического и поощрительного воздействия на собаку (дача лакомства, оглаживание, команда). При этом механические раздражители используют для побуждения собаки к выполнению желательных действий, а поощрительные раздражители — для закрепления этих действий. Например, чтобы приучить собаку контрастным методом к выполнению посадки, дрессировщик действует следующим образом. Держа собаку на коротком поводке у левой ноги в положении стоя, дрессировщик подает команду. После этого левой рукой он нажимает на круп собаки, прижимая се книзу, а правой рукой производит рывок поводком вверх. После такого воздействия безусловным механическим раздражителем собака совершает посадку. Дрессировщик закрепляет это действие дачей лакомства и сглаживанием, в результате у собаки устанавливается условный рефлекс на команду.
Этому методу дрессировки присущи достоинства вкусо-поощрительного и механического методов.
Преимущество контрастного метода; быстрое и стойкое закрепление условных рефлексов на определенные команды; четкое и охотное выполнение собакой всех действий, отработанных этим методом благодаря наличию у нее (пищевого возбуждения); сохранение и упрочение контакта между дрессировщиком и собакой; безотказное выполнение собакой отработанных действий в усложненных условиях (при наличии отвлечений и т. п.).
Опыт показал, что контрастный метод ускоряет процесс дрессировки и обеспечивает безотказность работы собаки в различных условиях окружающей среды. В этом — основная ценность контрастного метода.
Подражательный метод используют при дрессировке собак как вспомогательный способ. Например, при развитии злобности и закреплении лая у собаки караульной службы использование злобной, хорошо облаивающей собаки может стимулировать проявление злобности у менее возбудимой и плохо облаивающей собаки. Отработку преодоления препятствий также можно вести способом подражания. Особенно широкое применение может иметь этот метод в практике воспитания щенков.Особенно необходимо принимать во внимание способность собаки, включать в условный рефлекс средства дрессировки при обучении собаки защитной службе. Дело в том, в этом виде дрессировки, как ни в одном другом, существует реальная опасность получить эффект от дрессировки обратный желаемому. Хорошо, когда приходится обучать собаку, живущую в ведомственном питомнике, социально не адаптированную. Если при этом учесть, что собаке со щенячьего возраста не позволяют нападать на человека в форме, развивают злобу по отношению к людям, одетым в телогрейки (как в местах лишения свободы), натравливают на убегающих людей, одетых во что угодно, только не в военную форму (как в погранвойсках), то становится понятно, что собаке очень легко научиться отличать своих и чужих в таких условиях. Другое дело, собаки, живущие в городских квартирах. Здесь и свои и чужие одеты одинаково. Со временем, часть собак начинает воспринимать людей входящих в квартиру, как живых игрушек, или относятся к чужим безразлично, тем более что гостей кусать им не позволяли со щенячьего возраста. Такая собака, если и пройдет курс защитной службы, то все равно не изменит отношения к посторонним, так как на занятиях она кусала человека, на котором был защитный рукав, а входящие в квартиру люди одеты в обычные костюмы. Именно поэтому к собакам, проживающим в городских квартирах нельзя применять методы ведомственной дрессировки, если необходимо получить, в результате, настоящего телохранителя, а не спортивную собаку.
При подготовке собак-телохранителей я всегда учитываю изложенные выше факторы.
Приучение к охране вещей.
Навык охраны вещей необходим в случаях, когда дрессировщик вынужден временно оставлять свои вещи возле собаки, привязанной к столбу, дереву и т. п.
Условный раздражитель — команда «Охраняй».
Безусловные раздражители — помощник, предмет, привлекающий внимание собаки, поглаживание и лакомство. Навык вырабатывается на базе активно-оборонительной реакции собаки (см. рис.).


Рис. Проявление активно-оборонительной реакции собакою.

Приучение собак к охране вещей начинают после развития у них злобы и выработки навыка отказа от корма.
Методика и техника дрессировки. Дрессировщик привязывает собаку на цепь в знакомой для нее обстановке, кладет перед ней такую вещь, которая больше всего привлекает ее внимание (апортировочный предмет, сумку, плащ). Расстояние от собаки до предмета должно быть такое, чтобы она не могла достать его передними лапами. Дрессировщик, находясь возле собаки, показывает рукой на вещь и произносит «Охраняй».
Через некоторое время из укрытия появляется помощник и 1–2 раза спокойно проходит перед собакой. При повторном подходе он протягивает руку, пытаясь взять охраняемую вещь. В это время дрессировщик подает команду «Охраняй» и показывает рукой на вещь (см. рис.).



Как только собака начнет лаять и набрасываться, помощник убегает в укрытие. Дрессировщик поощряет собаку поглаживанием и лакомством. Если же собака реагирует только на помощника, не обращая внимания на вещь, то помощник «оживляет» охраняемую вещь. Для этого рекомендуется привязывать к вещи проволоку диаметром 1,5–2 миллиметра длиной до 1 метра. Обычно движение вещи привлекает внимание собаки, и она начинает следить как за вещью, так и за поведением помощника.
По мере выработки у собаки навыка охраны вещи, условия упражнений усложняются.
Собака приучается к самостоятельной охране вещи в отсутствии дрессировщика. Для этого на каждом занятии дрессировщик постепенно отходит от собаки все дальше и дальше, управляя собакой на расстоянии соответствующими командами. Каждый раз упражнение заканчивается подходом дрессировщика к собаке и поощрением ее лакомством с последующим выгуливанием.
Рекомендуются упражнения с привлечением двух помощников. Пока один из них отвлекает собаку, другой пытается забрать вещь. Одновременно приучают собаку к охране разнообразных вещей дрессировщика.
Приучая собак к охране вещей, нельзя превращать упражнения в развитие злобы. Все внимание собаки должно быть направлено на обеспечение сохранности вещи. Поэтому помощник не должен дразнить собаку.
Навык считается выработанным, если собака в отсутствии дрессировщика активно охраняет вещь, облаивая помощника, пытающегося забрать ее.
Навык недоверчивого отношения к посторонним людям, смелой и активной борьбы с человеком, нападающим на собаку, крепкой хватки за его одежду является базой для подготовки собак к розыскной, сторожевой, караульной и другим специальным службам.
Условные раздражители — команда «Фасс» и жест — показ рукой в направлении помощника.
Безусловные раздражители — помощник и разнообразные воздействия его на собаку. Навык вырабатывается на базе активно-оборонительной реакции. Можно использовать реакцию подражания. Прием вводится после установления хорошего контакта дрессировщика с собакой.
Развитие активно-оборонительной реакции должно начинаться в период группового содержания щенков и продолжаться до передачи их на основной курс специальной подготовки.
Методика и техника дрессировки. Характер упражнений и последовательность их усложнения зависит от возраста собаки, степени ее подготовленности, условий содержания до начала дрессировки, преобладающей реакции поведения. Упражнение выполняется в следующем порядке. На выбранном участке местности, укрыв помощника, руководитель занятия дает команду дрессировщику поставить собаку на цепь, привязав к дереву (столбу) на высоте 1 метра от земли так, чтобы при натяжении цепь оказалась выше туловища собаки и не попадала между ее конечностями. Цепь удерживается левой рукой вместе с поводком на расстоянии одного метра от ошейника в целях ослабления (смягчения) рывков собаки в сторону помощника.
По установленному сигналу помощник осторожно выходит из-за укрытия, приближается к собаке, следя за ее поведением. Дрессировщик, показывая рукой в сторону помощника, произносит команду «Фасс». Активную реакцию собаки поощряет поглаживанием. Помощник, подойдя к собаке, совершает нападающие действия, ударяя прутом по земле, слегка по бокам собаки. Как только она достаточно возбудится, помощник убегает в укрытие.
Дрессировщик успокаивает собаку поглаживанием. Через 2–3 минуты упражнение повторяется.
После выработки смелости у собаки, не боязни взмахов помощника прутом переходят к упражнениям по выработке хватки за тряпки, специальные рукава. С этой целью помощник, раздразнив собаку ударами прута, делает взмах тряпкой над собакой или ударяет ее так, чтобы она смогла схватить тряпку. При слабой хватке помощник подтягивает тряпку к себе, пытаясь отнять ее. Если собака держит слишком крепко, бросает эту тряпку и как только собака освободится от нее, переключает собаку на другую тряпку. По сигналу дрессировщика помощник прекращает дразнение и убегает в укрытие. Упражнение заканчивается выгуливанием собаки.
Многократное повторение упражнений по развитию злобы с использованием тряпок быстро приводит к образованию нежелательной привычки. Поэтому если собака смело хватается за тряпки, не боится ударов прутом, отрабатываются упражнения по выработке крепкой хватки с перехватыванием за специальные рукава, собаку приучают к ведению борьбы с помощником путем стаскивания с него предметов специальной одежды с последующей хваткой за руки помощника.
Практикуются упражнения с привлечением двух помощников, нападающих на собаку одновременно и применяющих различные механические раздражители.
Злобу у щенков и собак с пассивно-оборонительной реакцией развивают групповыми упражнениями, используя способности собак к подражанию. При этом одна из собак в группе должна быть более злобной, чтобы ее действия побуждали других собак к злобной реакции на воздействия помощника. Следует учесть, что в группе должно быть не более 4–5 щенков или 2–3 взрослые собаки и дразнение их надо продолжать не более 2–3 минут. Иначе у собак развивается излишняя голосовая реакция (лай) и перевозбуждается нервная система. Количество и характер упражнений по развитию злобы определяются исходя из индивидуальных особенностей собак — возраста, степени выраженности оборонительной реакции и податливости к дрессировке.
Со щенками упражнения рекомендуется проводить 2–3 раза ежедневно, а с собаками старше 6–8 месяцев, не имеющими достаточной злобы, на первых 4–5 занятиях надо проводить по 5–6 упражнений (по 2 сочетания каждый раз) с перерывами между упражнениями 5–10 минут. Продолжительность дразнения — 1–2 минуты. В последующем количество упражнений постепенно сокращается до 1–2 раз на каждом занятии.
Собаку можно считать подготовленной для передачи на курс служебной дрессировки, если она не боится нападающего человека, смело и активно вступает с ним в борьбу, проявляя крепкую хватку с перехватыванием за руки помощника.
Возможные ошибки дрессировщика:
1. Применение помощником сильных механических раздражителей, вызывающих у собаки не злобу, а трусость.
2. Использование однообразной формы одежды.
3. Проведение занятий на однообразной местности, в одно и то же время суток.
4. Перегрузка собаки занятиями (чаще 2-х раз в неделю для некоторых собак является недопустимой)
5. Перегрузка собаки количеством подходов во время занятия и их чрезмерно интенсивная периодичность.
Приучение к задержанию и окарауливанию.
Навык задержания убегающего человека, смелой, активной борьбы с ним и настороженного окарауливания задержанного на месте и в движении необходим при выполнении разнообразных служебных задач и является базой для выработки у собаки других специальных навыков.
Условные раздражители: основные — команда «Фасс» и жест — показ рукой в направлении помощника; дополнительные команды «Рядом», «Фу», «Голос», «Сидеть» и др.
Безусловные раздражители: помощник и его воздействия, поглаживание. Навык вырабатывается на базе активно-оборонительной реакции после развития у собаки достаточной злобы.
Методика и техника дрессировки. Первый период. Задача: выработать у собаки первоначальный условный рефлекс задержания убегающего человека и его окарауливания на месте.
Требования к подготовленности дрессировщика:
• знать особенности поведения своей собаки, уметь определять степень возбудимости собаки;
• владеть техникой управления собакой поводком при задержании помощника;
• уметь выполнять роль помощника при выполнении упражнений другими дрессировщиками со своими собаками;
• знать последовательность выработки у собаки навыка, возможнее ошибки дрессировщика и помощника, которые могут привести к образованию у собаки нежелательных условных рефлексов.
Упражнения по задержанию убегающего помощника проводятся в следующем порядке. Подбирается участок местности с наличием естественных укрытий. Руководитель занятия в присутствии дрессировщиков инструктирует помощника, указывая место укрытия, порядок его действий, очередность работы дрессировщиков.
Дрессировщик приходит с собакой в указанное место и, удерживая ее в положении сидя на коротком поводке, подает команду «Слушай» и показывает рукой в направлении ожидаемого помощника.
Когда собака успокоится, помощник по установленному сигналу выходит из-за укрытия и, возбуждая собаку жестами, идет в ее сторону. Подпустив его к собаке до 3–4 шагов дрессировщик подает команду «Стой». По этой команде помощник поворачивается и убегает в указанном направлении.
После удаления помощника на 5–10 шагов, дрессировщик по команде «Фасс» и жестом пускает собаку на задержание с пристегнутым коротким поводком. Помощник убегает боком, следя за поведением собаки и держа одну из рук вытянутой в сторону собаки. При подбегании собаки помощник движением руки вверх увлекает собаку, побуждает ее схватить за рукав с прыжка.
После хватки за одну руку помощник ударами (прутом, рукавом) по собаке переключает ее на другую руку, потом вновь на первую и т. д. Дав собаке «удовлетвориться» в трепке, дрессировщик командует помощнику «Стой». По этой команде помощник прекращает все активные действия и стоит спокойно. Дрессировщик, подойдя к собаке, берет короткий поводок, слегка натягивает его и после небольшой выдержки, подав команду «Рядом», делает рывок поводком к себе, если собака не отпускает помощника, то наносит легкий удар по собаке прутом. Успокоив собаку поглаживанием, усаживает ее на удалении 3–4 шагов от помощника. На первых занятиях после минутного окарауливания спокойно стоящего помощника по команде «Ложись» помощник ложится, а собака выгуливается. Такие упражнения повторяются 2–3 раза в неделю, а в остальные дни у собаки вырабатывается условный рефлекс окарауливания помощника на месте без задержания.
Упражнение выполняется так. Дрессировщик с собакой подходит к спокойно стоящему помощнику, одетому каждый раз в разнообразную специальную одежду, усаживает собаку в 3–4 метрах от него и подает команду «Охраняй!». Помощник должен стоять спокойно, наблюдая за собакой. Дрессировщик постепенно отходит от собаки каждый раз в разные стороны, добиваясь ее выдержки в сидячем положении. Если собака пытается схватить помощника, дрессировщик подает команду «Сидеть» с угрожающей интонацией и усаживает ее, воздействуя поводком. Конечной целью таких упражнений является выработка у собаки навыка настороженного окарауливания человека во время личного осмотра его дрессировщиком.
Осмотр задержанного производят в следующем порядке. Дрессировщик приказывает помощнику повернуться боком к собаке, расставить шире ноги, поднять руки вверх. Затем по команде «Охраняй» оставляет собаку на месте в 3–4 метрах от помощника и подходит к нему сбоку, осматривает его, начиная с рук сверху вниз. При этом наблюдает за собакой и периодически повторяет команду «Охраняй». Закончив осмотр, дрессировщик обходит охраняемого в 3 метрах и подходит к собаке. Приказывает задержанному опустить руки, свести ноги и лечь на землю по команде «Ложись». После этого собаку выгуливают.
В дальнейшем вводятся следующие усложнения:
• постепенно увеличивается дистанция пуска собаки на задержание до 30 метров;
• помощник меняет форму одежды;
• занятия проводятся на разнообразной местности и в разное время суток в сочетании со стрельбой из оружия на удалении до 150–200 метров;
• увеличивается продолжительность времени окарауливания задержанного на месте.
Если в первое время перед пуском на задержание помощник подходил к собаке и возбуждал ее ударами прута, то в дальнейшем — взмахами рук на расстоянии, удаляясь, каждый раз все дальше от места расположения дрессировщика с собакой. В последующем помощник двигается спокойно и убегает только после команды «Стой».
В практике дрессировки у собаки нередко образуются нежелательные привычки на стандартную форму одежды помощника и на его однообразное поведение. Поэтому на каждом занятии надо менять верхнюю одежду помощника. В конце первого периода дрессировки во время задержания целесообразно второму помощнику стрелять из оружия с расстояния 150–200 метров. От занятия к занятию это расстояние сокращается.
К концу первого периода дрессировки собака должна:
• смело идти на задержание убегающего помощника, удаляющегося на расстояние до 30 метров, и активно вести с ним борьбу;
• прекращать борьбу с помощником после команды дрессировщика «Стой», «Рядом» и внимательно окарауливать помощника на месте продолжительностью до 2–3 минут.
Осмотр задержанного производят в следующем порядке.
Дрессировщик приказывает помощнику повернуться боком к собаке, расставить шире ноги, поднять руки вверх. Затем по команде «Охраняй» оставляет собаку на месте в 3–4 метрах от помощника и подходит к нему сбоку, осматривает его, начиная с рук сверху вниз. При этом наблюдает за собакой и периодически повторяет команду «Охраняй». Закончив осмотр, дрессировщик обходит охраняемого в 3 метрах и подходит к собаке. Приказывает задержанному опустить руки, свести ноги и лечь на землю по команде «Ложись». После этого собаку выгуливают.
В дальнейшем вводятся следующие усложнения:
• постепенно увеличивается дистанция пуска собаки на задержание до 30 метров;
• помощник меняет форму одежды;
• занятия проводятся на разнообразной местности и в разное время суток в сочетании со стрельбой из оружия на удалении до 150–200 метров;
• увеличивается продолжительность времени окарауливания задержанного на месте.
Если в первое время перед пуском на задержание помощник подходил к собаке и возбуждал ее ударами прута, то в дальнейшем — взмахами рук на расстоянии, удаляясь, каждый раз все дальше от места расположения дрессировщика с собакой. В последующем помощник двигается спокойно и убегает только после команды «Стой».
В практике дрессировки у собаки нередко образуются нежелательные привычки на стандартную форму одежды помощника и на его однообразное поведение. Поэтому на каждом занятии надо менять верхнюю одежду помощника. В конце первого периода дрессировки во время задержания целесообразно второму помощнику стрелять из оружия с расстояния 150–200 метров. От занятия к занятию это расстояние сокращается.
К концу первого периода дрессировки собака должна:
• смело идти на задержание убегающего помощника, удаляющегося на расстояние до 30 метров, и активно вести с ним борьбу (см. рис.);


Рис. Работа фигуранта с собакой во время отработки приема "захват нарушителя".

• прекращать борьбу с помощником после команды дрессировщика «Стой», «Рядом» и внимательно окарауливать помощника на месте продолжительностью до 2–3 минут.
Второй период. Задача: совершенствовать у собаки условный рефлекс задержания человека и его окарауливания на месте и в движении до навыка.
При организации и проведении занятий необходимо выполнять следующие правила:
• строго соблюдать режим упражнений, исходя из особенностей собаки;
• занятия проводить на разнообразной местности в различное время суток (днем, ночью), меняя форму специальной одежды помощника;
• на каждом занятии изменять характер действий помощника, в том числе с постоянным увеличением силы применяемых раздражителей;
• при выполнении упражнений всегда соблюдать определенную последовательность — задержание, окарауливание на месте, а затем в движении, оставление помощника в лежачем положении и выгуливание собаки.

Во втором периоде отрабатываются упражнения со следующими усложнениями:
• постепенное увеличение расстояния от собаки до убегающего помощника до 100–150 метров и приучение собаки к сдержанному поведению при появлении помощника;
• приучение собаки к перехватыванию при ведении борьбы с задержанным;
• задержание помощника, одетого в различную форму одежды и убегающего от собаки, сбрасывающего верхнюю одежду;
• выполнение упражнения в сочетании со стрельбой с разных сторон;
• задержание помощника, идущего каждый раз в разных направлениях (к собаке, от собаки) и различными темпами.

Дистанция между собакой и помощником увеличивается постепенно, по 10–15 метров через каждые 2–3 занятия с учетом условий местности и доводится до 100–150 метров днем и 40–50 метров ночью с одновременным освещением местности фарами автомашины.
Упражнение по выработке перехватывания выполняется несколькими способами.
Первый способ. Помощник поверх дрессировочного (защитного) костюма надевает на руки специальные рукава, а на спину скатанный плащ. Во время задержания собакой он действует так, чтобы вначале собака стащила с него плащ, затем рукава с правой и левой руки поочередно. Упражнение заканчивается окарауливанием помощника на месте, в движении и выгуливанием.
Второй способ. Помощник, одетый в дрессировочный костюм, берет в одну или обе руки деревянные ножи с тупыми концами. В момент борьбы с собакой он обозначает ими удары по собаке движением руки сверху вниз, слегка задевая ножом ее спину. Собака, как правило, хватает за руку, наносящую удар. Затем таким же образом помощник переключает собаку на другую руку 4–5 раз. Упражнение заканчивается в обычном порядке.
Третий способ. Помощник во время борьбы с собакой хватает рукой за ошейник, размахивает им и периодически ударяет по бокам собаки, вынуждая ее хватать за рукава куртки. При этом особое внимание необходимо обратить на соблюдение мер безопасности, чтобы собака не схватила помощника за лицо.

В результате последовательной, настойчивой, смелой и умелой работы помощника собаку необходимо приучить к активной борьбе с задержанными и перехвату за все части тела.
Систематические занятия по задержанию нередко вырабатывают у собак голосовую реакцию на вид помощника, поэтому периодически следует проводить следующее упражнение. Дрессировщик с собакой приходит в установленное место, посадив собаку, приседает рядом с ней сам и, указывая жестом правой руки в сторону ожидаемого помощника, подает команду «Слушай». В том случае, если собака возбуждается (визжит, лает), то, подав повторную команду «Слушай» с угрожающей интонацией, делает рывок поводкам. Когда собака успокоится, по установленному сигналу помощник спокойно выходит из-за укрытия и двигается по указанному маршруту. При проявлении беспокойства и голосовой реакции дрессировщик успокаивает собаку. После ухода помощника в укрытие выгуливает собаку. Трудной задачей является приучение собаки к прекращению борьбы с помощником по сигналу дрессировщика. После команды «Рядом» собака должна подойти к дрессировщику и сесть слева у ноги, продолжая наблюдать за помощником. Инструктор не должен подходить близко к собаке во время борьбы с задержанным, так как это небезопасно. Поэтому дрессировщик должен управлять собакой командами на удалении не ближе 3–4 метров от помощника.
Если собака после первой команды «Рядом» не подходит, дрессировщик повторяет команду с угрожающей интонацией и подкрепляет ее рывком поводка или ударом прута. Далее необходимо, меняя характер действий помощника, создавать звуковую обстановку, близкую к реальной (взрывы, выстрелы и т. п.), используя усилители звукозаписей или имитационные средства.
К концу второго периода дрессировки собака должна:
• смело идти на задержание помощника, одетого в различную форму одежды, на удаление до 100–150 метров;
• активно вести борьбу с задержанным, перехватывая за руки, ноги, которыми он пытается ударить собаку;
• прекращать борьбу с помощником после команд дрессировщика «Стой», «Рядом», подходить к нему, садиться у левой ноги и окарауливать помощника на месте и в движении;
• не отвлекаться на звуковые, световые и другие сильные раздражители.

Третий период. Задача: совершенствовать у собаки навык задержания и окарауливания помощника в сложных условиях, приближенных к требованиям службы.
В этом периоде отрабатываются следующие упражнения:
• задержание помощника на удалении до 200–300 метров, идущего в разных направлениях, применяющего неожиданные сильные раздражители;
• приучение к ведению борьбы и к самостоятельному окарауливанию сидящего, стоящего, лежащего человека в отсутствии дрессировщика;
• задержание помощника в темное время суток с освещением местности фарами автомашины, прожектором, осветительными ракетами;
• задержание 2–3 помощников одной и двумя собаками одновременно и окарауливание их;
• задержание помощника в нежилых помещениях, подвале, на чердаке и т. п.;
• комплексирование задержания с другими специальными приемами;
• приучение собаки к защите дрессировщика от нападения конвоируемого;
• периодическое повторение предыдущих упражнений с учетом подготовленности собаки, если это необходимо.
В упражнениях по задержанию помощника на большом удалении расстояние между помощником и собакой увеличивается на 20–30 метров через каждые 2–3 занятия. Помощник специально не возбуждает собаку, а действует способами, близкими к естественным. Идет в разных направлениях (к собаке, от собаки), при подходе к собаке останавливается и стоит (лежит, сидит) спокойно, а также применяет сильные, неожиданные для собаки раздражители (с криком нападает на собаку, наносит удары рукавом, иногда прутом). Во всех случаях собака должна вести борьбу с помощником и окарауливать его до подхода дрессировщика. Все это отрабатывается в различное время суток в комплексе с разносторонней стрельбой и освещением местности. При этом управление собакой производится, как правило, без поводка. Для активизации настороженности собаки к помощнику во время окарауливания, он во время осмотра и конвоирования периодически нападает на дрессировщика, делает попытку к бегству и др. Во всех случаях собака должна как по команде дрессировщика, так и самостоятельно нападать на помощника. После непродолжительной борьбы помощник прекращает движение, дрессировщик подзывает собаку к себе, поощряет ее и вновь продолжает конвоирование. Постепенно у собаки вырабатываются навыки защиты дрессировщика от нападения и внимательного окарауливания помощника. К задержанию двух и более помощников надо переходить после того, как собака будет активно задерживать убегающего, вести борьбу с перехватыванием.
Упражнение выполняется так. Руководитель занятия инструктирует помощников и располагает их за укрытиями на удалении друг от друга до 50 метров. Дрессировщик с собакой садится в указанном месте (на удалении 50–60 метров от первого помощника), отстегивает короткий поводок и, удерживая собаку левой рукой за ошейник, подает команду «Слушай». По сигналу руководителя занятия из-за укрытия выходит первый помощник и спокойно двигается в направлении дрессировщика с собакой. Дрессировщик подает команду «Стой». Помощник по этой команде останавливается, затем поворачивается кругом и убегает в направлении второго помощника. Через 10–15 секунд дрессировщик командой «Фасс» посылает собаку на задержание, и сам идет за ней. При задержании собакой первый помощник прекращает борьбу и ложится на землю, прикрывая голову и шею руками. В этот момент из-за укрытия с шумом и криком неожиданно выбегает второй помощник и своими энергичными движениями привлекает внимание собаки, которая, как правило, прекращает борьбу с первым помощником и переключается на второго. Упражнение заканчивается окарауливанием двух помощников на месте и в движении.
По мере выработки навыка самостоятельного переключения собаки с одного помощника на другого условия упражнений меняются. Помощники выходят из-за укрытия одновременно и двигаются (убегают) в одном или в разных направлениях. При окарауливании на месте и в движении нападают на дрессировщика и разбегаются.
Одновременно приучают собак к задержанию помощника в нежилых и темных помещениях. Сначала помощник возбуждает собаку и убегает в помещение. Дрессировщик по команде «Фасс» пускает собаку на задержание, и сам следует за ней.
После небольшой трепки помощник конвоируется. Через 20–30 минут упражнение повторяется. В последующем собака посылается на обыск помещения без предварительного дразнения.
В конце курса дрессировки собака должна:
• смело, активно идти на задержание человека, находящегося в помещении (освещенном, неосвещенном), двигающегося на удалении до 200–300 метров, в различное время суток;
• активно вести борьбу с задержанным (вооруженным, невооруженным, спокойно стоящим, сидящим, лежащим помощником) как в присутствии, так и в отсутствие дрессировщика;
• прекращать борьбу с помощником по сигналу дрессировщика, подойти к нему, сесть рядом и настороженно окарауливать задержанного на месте и в движении при управлении ею без поводка;
• активно и смело защищать дрессировщика от нападения задержанного.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия:

1. Применение помощником в первом и втором периодах дрессировки сильных механических раздражителей, вызывающих у собаки не злобу, а трусость.
2. Задержание помощника, постоянно одетого в одну и ту же одежду (по форме, цвету), вырабатывает у собаки нежелательные привычки чрезмерно злобной реакции на любого человека в подобной одежде и неуверенной реакции или отказа от задержания человека в другой одежде.
3. Проведение упражнений по задержанию на одном и том же участке, в одно и то же время, в результате собака активно работает в привычных условиях, хуже в других.
4. Однообразные способы действий помощников приводят к образованию условного рефлекса реагировать, активно задерживать человека, действующего только в определенном порядке.
5. Излишне частое повторение упражнений по задержанию без учета индивидуальных особенностей каждой собаки. В результате у собак развивается чрезмерно злобная реакция на всех посторонних людей, иногда и на самого дрессировщика, нередко собака становится трудноуправляемой.
Часы
Научно-образовательный раздел
Новости КЛУБА




















Архив новостей КЛУБА

Мы в YouTube
Поиск
Друзья сайта
http://biology-travel.at.ua/
SEO sprint - Всё для максимальной раскрутки!
Червона книга України


продвижение сайта бесплатно продвижение сайтов
Приют для животных в Харькове
Copyright Клуб "Парусник". Design by Aid. © 2007 - 2017
Хостинг от uCoz